Расшифровка результатов контроля
Обнаружение дефектов начинается с осмотра обработанной дефектоскопическими материалами контролируемой поверхности. При этом возможно использование лупы, фотоаппаратов, видео- и телекамер, с помощью которых наблюдаются и, при необходимости, фиксируются следы дефектов, которые образуются в виде цветных или люминесцентных линий, точек или их групп. Следы становятся заметными невооруженным глазом уже вскоре после нанесения проявителя, а затем медленно увеличиваются. Поэтому осмотр надо делать дважды.
Первичный осмотр рекомендуется произвести сразу после нанесения проявителя или после высыхания его слоя. Наблюдение за проявителем облегчает последующую расшифровку индикаторных рисунков дефектов. Заключительный осмотр выполняется по истечении всего времени проявления и заканчивается регистрацией следов, их идентификацией с дефектами, оценкой их опасности для детали.
Геометрические характеристики – форма следа, его размеры (протяженность, ширина, площадь) и энергетические характеристики – яркость, контрастность индикаторного рисунка, а также место расположения дефекта и его ориентация относительно осей детали – все это фиксируется дефектоскопистом. Поэтому понятно, какую важную роль играют опыт и квалификация дефектоскописта.
При этом важна освещенность объекта контроля видимым, ультрафиолетовым или комбинированным светом. В зависимости от уровня чувствительности устанавливаются следующие нормы освещенности:
Уровень чувствительности | Минимальная ширина раскрытия выявляемых несплошностей при использовании заданного набора дефектоскопических материалов, мкм |
1 | 10 – 500 |
2 | 1 – 10 |
3 | менее 1 |
При люминесцентном методе для обнаружения дефектов следует использовать ультрафиолетовое излучение с длиной волны 315 – 400 нм. Участок визуального контроля должен представлять собой затемненное помещение со светильниками отраженного или рассеянного светораспределения, обеспечивающими дополнительное освещение видимым светом не более 10 лк.
Для цветного метода важнейшим требованием осмотра является хорошее освещение контролируемой поверхности объекта. При цветном методе следует применять комбинированное освещение (к общему освещению добавляется местное). Применять одно общее освещение допускается в случаях, когда по условиям технологии использовать местное освещение невозможно. На стационарных рабочих местах применение одного местного освещения недопустимо.
При использовании люминесцентных ламп дневного света общая освещенность рабочего места должна составлять 300 – 750 лк, а в случае комбинированного метода – 750 – 2500 лк. При использовании ламп накаливания аналогичные диапазоны освещения составляют соответственно 200 – 500 и 500 – 2000 лк.
Результаты контроля заносят в журнал (протокол), где указывают:
- наименование и тип контролируемого объекта;
- размеры и расположение контролируемых участков;
- особенности технологии контроля (метод, набор дефектоскопических материалов, класс чувствительности);
- основные характеристики выявленных дефектов;
- наименование и тип используемой аппаратуры;
- нормативно-техническую документацию, по которой выполнялся контроль;
- дату и время контроля;
- должность, фамилию лица, проводившего контроль, уровень квалификации по международной трехуровневой системе.
При оформлении результатов контроля допускается использовать условные обозначения обнаруженных дефектов и сокращенную запись технологии контроля.
Обнаруженные дефекты могут быть охарактеризованы по следующим признакам:
- по локализации:
А – единичные;
Б – групповые, расположенные в ограниченных зонах контролируемой поверхности;
В – повсеместно распределенные; - по ориентации относительно главных осей объекта контроля:
II – параллельные;
⊥ – перпендикулярные;
< – расположенные под углом;
без знака – дефекты, не имеющие преобладающей ориентации. - по допустимости:
О – допустимые (малозначительные или исправимые).
После этого определяется пригодность детали: будет ли она просто забракована или деталь будет восстановлена путем снятия дефекта механической обработкой, завариванием или другими доступными и возможными способами, не снижающими ресурса и работоспособности детали.